КУКЛА-ПАНКА " В северных деревнях России (в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ладоге, Ояти) до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые "панки", которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек, изображавших людей, зверей и птиц. В них легко угадывается прототип – древних идолов (чуров), широко распространенных в дохристианские времена. Идолы были частью ритуалов аграрной и охотничьей магии, однако с угасанием традиций сохранили архаичную форму. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле (но только не в печи) 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности, далее вырезали тело, голову, руки, одежду. Игрушка своими руками. В доме помора всегда относились с особенной любовью к дочери. «Сколько ей, бедной, придется еще повидать и пережить в жизни…» Отцы старались всегда сделать какой-нибудь подарок своей доченьке. Среди таких дорогих и незатейливых на вид подарков была кукла-панка. В поморскую семью эта кукла пришла давно. Так давно, что никто уже и не помнит, откуда она пришла. У поморов, куклу называли панкой за ее богатый и яркий наряд. В основном кукла была плоской, ручки и ножки не вырезались от туловища. Особо умелые отцы делали куклу объемной, а красивой ее делали обычно старшие дочери или матери. Разукрашивали куклу-панку обычно химическим карандашом или реже красками. Одевали ее обычно в белую блузку с орнаментом или цветочками, в юбку, украшенную поморским орнаментом. На ней был «надет» еще сак - жакет чуть выше колен - или пятистенок - поморская женская теплая одежда в виде жакета чуть ниже колен. Кукла выходила нарядной, живой и практичной. Она хранилась в поморском доме долго. Порой она переходила от старшей дочери к младшей, от матери к дочери. В игрушках панках сохранились старинные представления об оберегах. «Паны» - это предки, которые живут в «другом» МИРе, и помогают тем, кто живет ещё в этом МИРе. Панки имели столбоватые фигуры (как поленце), круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным гвоздем). Впрочем, в некоторых местах - на Кольском полуострове, в частности, - встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на досочке чертили силуэт панки, а затем выпиливали его. Обережные свойства: черты лица либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами, считалось, что подобным образом обеспечивается защита от вселения злых духов (которые, по древним поверьям, проникают через глаза, рот, нос и уши в первую очередь). И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным. Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки и при этом приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром". Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Мать Сыру-Землю, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. кукол посвящали новорожденным, дарили детям, вручали невестам в знак благословления на свадьбу. За свадебным столом у северян панку передавали из рук в руки по кругу, припевая: "Раздайся, народ! Девья краса идет...". Девочки, получившие панку, сами или с материнской помощью обряжали ее в ткань, делали блузку и юбку или сарафан с деталями народного костюма и национальными узорами, берегли. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось большим грехом. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир (потому и находят их археологи в древних захоронениях)". #историякуклы@artdollclub